Аннотации к рабочим программам среднего общего образования
«Русский язык» (базовый уровень)
Рабочая программа по русскому языку для среднего общего образования по
русскому языку (базовый уровень) для 10-11 классов создана на основе Федерального
государственного стандарта среднего образования и Программы среднего общего
образования по русскому языку для 10-11 классы ( базовый и углубленные уровни) под
редакцией Гусаровой И.В. и др, детализирующей и раскрывающей содержание стандарта,
определяющей общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами
учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые
определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом
определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни,
способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и
понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка
закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной
учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и
усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению
будущей профессией.
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно
ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в
установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка.
Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики,
элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и
процесса
формирования
умений
нормативного,
целесообразного,
уместного
использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Содержание обучения русскому языку на профильном уровне отобрано и
структурировано на основе компетентностного подхода: в классах профиля развиваются и
совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и
культуроведческая компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о
языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными
нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых
явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами
речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков
использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту,
интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о
взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм
речевого общения, культуры межнационального общения.
В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание
программы. Она состоит из трех тематических блоков, в каждом из которых представлен
материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний,
умений и навыков.
Независимо от избранной теории и методики обучения определенное внимание
должно уделяться каждой из названных компетенций.
В связи с этим программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как
науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных
единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической
системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях
общения.
«Русский язык» ( углубленный уровень)
Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями
опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с
учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать
исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с
точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать
варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение
полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в
профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является
лингвистический анализ текста.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков
самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам
лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения
языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Цели обучения русскому языку на профильном уровне.
Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направлено на
достижение следующих целей:
· воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском
языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального
общения;
· развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и
социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и
саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего
гуманитарного образования;
· углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной
развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме,
ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого
поведения в различных сферах и ситуациях общения;
· овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать
языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях
давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и
факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;
разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том
числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование
нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях
общения. Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
·
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования и авторской программы среднего (полного) общего образования по
русскому языку (углублённый уровень) под редакцией Гусаровой «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1011 классы (углублённый уровень) для общеобразовательных учреждений.
На изучение русского языка предусмотрено в 11 классе — 102 часа (3 часа в неделю),
34учебные недели.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего (полного) общего образования цепями обучения русскому языку на угяубяённом
уровне служат:
• формирование представлений о лингвистике как части общечеловеческой
культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства
России и мира; приобщение через изучение языка к ценностям национальной и мировой
культуры; патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами
русского языка;
• углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной
развивающейся системе; стилистических pecypcax каждого языкового уровня; языковой
норме, её функциях и вариантах; функционально-стилистической системе русского языка;
нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формирование
представлений о речевой деятельности, её основных видах и особенностях организации;
совершенствование навыков чтения, слушания, говорения и письма;
• совершенствование умений анализировать единицы различных языковых
уровней, а также явления переходности; систематизация и обобщение знаний по
орфографии и пунктуации, повышение языкового чутья; формирование умений
лингвистического анализа текстов разной функциональной и жанровой принадлежности,
оценки изобразительно-выразительных возможностей художественного текста;
• развитие умений пользоваться разными приёмами редактирования текстов,
разными методами поиска, анализа и обработки научной информации, в том числе
представленной в электронном виде;
• расширение используемых языковых и речевых средств; формирование умений
нормативного словоупотребления, активного владения синонимическими средствами
языка в соответствии с содержанием и условиями речевого общения, а также умения
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
• формирование опыта научно-исследовательской деятельности, проведения
лингвистического эксперимента; развитие творческих способностей, основанных на
интеграции знаний, умений и навыков по разным предметам гуманитарного цикла;
развитие способности использовать результаты исследования в процессе практической
речевой деятельности и подготовки к продолжению образования по избранному профилю;
• развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных
умений для осуществления межличностного и межкультурного общения; формирование
готовности к получению профильного высшего образования, способности использовать
разные формы учебно-познавательной деятельности в вузе.
«Литература»
Рабочая учебная программа по литературе для 10-11 классов составлена на основе
Федерального государственного стандарта среднего общего образования, программы
общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки
Российской Федерации по литературе, созданной на основе ФГОС СОО, Программы
«Литература. 10-11 класс (базовый уровень) под ред. Лебедева Ю.В. (2019).
Темы выстроены в особой логике и органично вписаны в историко-культурный
аспект.
Содержание программы реализуется на основе педагогического принципа –
формирование качеств, обеспечивающих социальную адаптацию школьников в
современном обществе. Реализуется в основном две содержательные линии: культурноисторическая и информационно-методологическая через все три составляющие качества
образования: предметно-информационное, деятельностно-коммуникативное и ценностноориентированное.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в
школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность,
позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и
возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт
отечественного образования.
Художественные произведения представлены в перечне в хронологической
последовательности: от литературы XIX века до новейшего времени. Такое построение
перечня определяется задачами курса на историко-литературной основе, опирающегося на
сведения, полученные на завершающем этапе основной школы. Курс литературы в
старшей школе направлен на систематизацию представлений учащихся об историческом
развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной
литературы.
Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы
литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего
образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений
в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении
литературы. Данный перечень включает три уровня детализации учебного материала:
названо имя писателя с указанием конкретных произведений;
названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только
число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или
учителю);
предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов,
произведения которых обязательны для изучения (выбор писателей и конкретных
произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю).
«Родная литература (русская)»
Программа курса «Родная литература» для обучающихся 10—11 классов создана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего
образования, примерной программы по литературе, созданной на основе ФГОС СОО,
Программы «Литература. 10-11 класс (базовый уровень) под ред. Лебедева Ю.В. (2019).
Программа способствует реализации важнейших целей литературного образования:
воспитанию любви и привычки к чтению, приобщению учащихся к богатствам родной
литературы, развитию способности эстетически воспринимать и оценивать явления
художественной литературы и на этой основе формировать собственные эстетические вкусы
и потребности.
Структура программы предоставляет учителю максимальную свободу в выборе конкретных
тем и произведений для изучения. Можно заменять отдельные произведения в различных
разделах программы главное, чтобы ученик, прослушавший курс «Родная литература»,
получил более конкретное и полное представление о русской литературе конца ХХ —
начала ХМ в., ее тенденциях и проблематике.
Ни об одном произведении современной литературы нельзя сказать, что оно
«классическое», ибо современная литература не может быть таковой по определению.
Должно пройти время, литературная критика должна взвесить новаторство и традиционные
элементы, отследить влияние на других писателей, должен сложиться общественный
консенсус, чтобы в читательской литературно-критической атмосфере, наконец, в
общественном мнении произведение утвердилось в качестве классического.
Упор на мастерство и оценку, разбор критических материалов при изучении творчества
современных писателей, прослеживание литературных дискуссий и по мере возможностей
включение в эти дискуссии (хотя бы в форме сетевых форумов) способствуют становлению
современного, активно мыслящего, творческого читателя, позволяют ученику самому стать
участником литературного процесса.
Курс рассчитан на 68 часов в универсальном классе (1 час в неделю).
«Иностранный язык (английский)» (базовый, углубленный уровень)
Рабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального
государственного стандарта среднего общего образования.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса и рекомендует
последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного
процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных
связей.
Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за
пределами которого остается возможность выбора вариативной составляющей
содержания образования.
Программа рассчитана на 204 учебных часа (3 часа в неделю- базовый уровень) и 408
часов ( 6 часов в неделю- углубленный уровень). При этом в ней предусмотрен резерв
свободного времени в размере 10% от общего объема часов для реализации авторских
подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса,
внедрения современных педагогических технологий.
Программа предусматривает развитие у учащихся учебных умений, связанных с
приемами самостоятельного приобретения знаний: использовать двуязычные и
одноязычные (толковые) словари и другую справочную литературу, ориентироваться в
письменном и аудиотексте на английском языке, обобщать информацию, выделять ее
из различных источников; а также развитие специальных учебных умений:
использовать
выборочный
перевод
для
достижения
понимания
текста;
интерпретировать языковые средства, отражающие особенности культуры
англоязычных стран; участвовать в проектной деятельности межпредметного
характера, в том числе с использованием интернет.
«Математика:
алгебра и начала математического анализа, геометрия»
( базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта
общего образования, примерной программы по математике среднего общего образования,
авторской программы «Базовый и углубленный уровни. Алимов Ш.А., Калягин Ю.М,
Ткачева М.В. и др. Алгебра и начала анализа», «Базовый и углубленный уровни. Атанасян
Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б и др. Геометрия. 10-11 классы», с учетом требований к
оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения
учебных предметов ФГОС.
При изучении математики большое внимание уделяется развитию коммуникативных
умений (формулировать, аргументировать и критиковать), формированию основ
логического мышления в части проверки истинности и ложности утверждений,
построения примеров и контрпримеров, цепочек утверждений, формулировки отрицаний,
а также необходимых и достаточных условий. В зависимости от уровня программы
больше или меньше внимания уделяется умению работать по алгоритму, методам поиска
алгоритма и определению границ применимости алгоритмов. Требования,
сформулированные в разделе «Геометрия», в большей степени относятся к развитию
пространственных представлений и графических методов, чем к формальному описанию
стереометрических фактов
Общая характеристика учебного предмета
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие
содержательная линия: «Геометрия». В рамках указанной содержательной линии
решаются следующие задачи:
изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные
знания для решения практических задач.
Цели
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве
моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической
культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе
по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни,
для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для
получения образования в областях, не требующих углубленной математической
подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как
части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики,
эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного
прогресса.
«Математика (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию)»
(углублённый уровень)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации», ФГОС СОО и на основе примерной основной
образовательной программы среднего общего образования.
В соответствии с принятой Концепцией развития математического образования в
Российской Федерации, математическое образование решает, в частности, следующие
ключевые задачи:
– «предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических
знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе»;
– «обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка
которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для
практической деятельности, включая преподавание математики, математические
исследования, работу в сфере информационных технологий и др.»;
– «в основном общем и среднем общем образовании необходимо предусмотреть подготовку
обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического
образования».
Соответственно, выделяются три направления требований к результатам математического
образования:
1) практико-ориентированное математическое образование (математика для жизни);
2) математика для использования в профессии;
3) творческое направление, на которое нацелены те обучающиеся, которые планируют
заниматься творческой и исследовательской работой в области математики, физики,
экономики и других областях.
При изучении математики на углубленном уроне предъявляются требования,
соответствующие направлению «математика для профессиональной деятельности»; вместе с
тем выпускник получает возможность изучить математику на гораздо более высоком
уровне, что создаст фундамент для дальнейшего серьезного изучения математики в вузе.
Программа содержат сравнительно новый для российской школы раздел «Вероятность и
статистика». К этому разделу относятся также сведения из логики, комбинаторики и теории
графов.
Большое внимание уделяется практико-ориентированным задачам. Одна из основных
целей– применение математических знаний в жизни. При изучении математики большое
внимание уделяется развитию коммуникативных умений (формулировать, аргументировать
и критиковать), формированию основ логического мышления в части проверки истинности
и ложности утверждений, построения примеров и контрпримеров, цепочек утверждений,
формулировки отрицаний, а также необходимых и достаточных условий. В зависимости от
уровня программы больше или меньше внимания уделяется умению работать по алгоритму,
методам поиска алгоритма и определению границ применимости алгоритмов. Требования,
сформулированные в разделе «Геометрия», в большей степени относятся к развитию
пространственных представлений и графических методов, чем к формальному описанию
стереометрических фактов.
Структурно предмет «Математика (включая алгебру и начала математического анализа,
геометрию)» на углублённом уровне включает учебные курсы: алгебра и начала
математического анализа, геометрия.
В учебном плане предусмотрено 408 часов по 6 часов в неделю в каждом классе
«Информатика» (базовый, углубленный уровень)
Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в
системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации
информационных процессов. Она способствует формированию современного научного
мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов
школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий
необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной
и будущей жизни.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий
направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в
формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в
обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные
модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и
коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных
дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении
различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм
информационной деятельности;
приобретение
опыта
использования
информационных
технологий
в
индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной
деятельности.
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня
для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса
информатики в основной школе:
Линию информация и информационных процессов (определение информации,
измерение информации, универсальность дискретного представления информации;
процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах;
информационные основы процессов управления);
Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания:
информационное моделирование: основные типы информационных моделей;
исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных
областей).
Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и
графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных;
технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц;
мультимедийные технологии).
Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных
сетей, организация и информационные услуги Интернет).
Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества,
информационная культура, информационное право, информационная безопасность).
Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система
курса, являются «информационные процессы», «информационные системы»,
«информационные модели», «информационные технологии».
«История»
Программа по истории составлена на основе федерального государственного стандарта
среднего общего образования на базовом уровне.
-программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта,
дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую
последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных
и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
учащихся. Примерная программа содействует реализации единой концепции
исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения
курсов истории.
-программа выполняет две основные функции:
1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного
процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения,
воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения,
рекомендуемое структурирование учебного материла, определение его количественных и
качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления
тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной
аттестации учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования
способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом,
обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически
возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие
способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов,
специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностномотивациоиных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает
особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как
представителя
исторически
сложившегося
гражданского,
этнокультурного,
конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия
учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по
отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования
собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего
(полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и
сравнительно-историческому анализу, а на этой основе - к развитию исторического
мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации,
работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и
явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным
событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий
качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все
большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а
с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их
коммуникативной культуры учащихся.
Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего
образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от
задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся.
Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление
учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися
мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе,
формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений
и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как
инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного)
общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного
процесса.
Основные содержательные линии программы базового уровня исторического образования
на ступени среднего (полного)общего образования реализуются в рамках двух курсов «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное
изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение
каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с
приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими
задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им
общественно значимых знаний, умений, навыков.
«Обществознание»
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 10-11-х классов составлена
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта основного среднего образования, с учетом авторской программы по
обществознанию для учащихся 10-11 классов под редакцией Л.Н.Боголюбова.
Согласно
государственному
образовательному
стандарту
учебный
предмет
обществознание на профильном уровне представляет собой комплекс знаний,
отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе,
познание, социальные отношения, политика, духовно- нравственная сфера. Все
означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг
с другом изучаемые объекты. В предмете представлены основы важнейших социальных
наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки,
умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов
поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и
демократических ценностей.
Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем
углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с
этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо
современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей
профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Изучение обществоведения в старшей школе направлено на достижение следующих
целей:
Развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального
мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин;
критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную
информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
Воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданственности,
социальной
ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
положенным в основу Конституции РФ;
Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии,
социальной психологии, необходимые для эффективного взаимодействия с социальной
средой и успешного получения последующего профессионального образования и
самообразования;
Овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизация
полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности в характерных социальных ролях;
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной
деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных
национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейнобытовой деятельности.
«Физика»
( базовый уровень)
Изучение физики в средней школе на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах,
лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в
области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;
методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по
физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;
практического
использования
физических
знаний;
оценивать
достоверность
естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием
различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы;
использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;
необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного
отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного
содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных
достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды; использование
приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни,
обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и
охраны окружающей среды.
При реализации данной программы выполняются следующие задачи:
развивать мышление учащихся, формировать у них умение самостоятельно
приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
помочь школьникам овладеть знаниями об экспериментальных фактах,
понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине
мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
способствовать усвоению идеи единства строения материи и
неисчерпаемости процесса ее познания, пониманию роли практики в познании
физических явлений и законов;
формировать у обучающихся познавательный интерес к физике и технике, развивать
творческие способности, осознанные мотивы учения; подготовить учеников к
продолжению образования и сознательному выбору профессии.
«Физика» (углубленный уровень)
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» разработана на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего
общего образования.
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» разработана на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего
общего образования.
Учебный предмет «Физика» входит в предметную область «Естественные науки».
Рабочая программа реализуется на уровне среднего общего образования (10-11
классы) Срок реализации программы 2 года.
Основной целью изучения учебного предмета «Физика» на углубленном уровне
среднего общего образования является:
формирование у учащихся умения видеть и понимать ценность образования,
значимость физического знания для каждого человека, независимо от его
профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки, сравнивать
оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок, формулировать и
обосновывать собственную позицию;
формирования у учащихся целостного
представления о мире и роле физики в создании современной естественно - научной
картины мира; умения объяснять поведение объектов и процессы окружающей
действительности природной, социальной, культурной, технической среды,
используя для этого физические знания;
приобретение учащимися опыта
разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков,
имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, - навыков
решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации,
коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, эффективного и
безопасного использования различных технических устройств; овладение системой
научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных
физических законах и о способах их использования в практической жизни. Задачи
изучения учебного предмета «Физика» на углубленном уровне среднего общего
образования: опознакомить учащихся с методом научного познания и методами
исследования объектов и явлений природы, приобретения учащимися знаний о
механических тепловых электромагнитных и квантовых явлениях физических
величинах, характеризующих эти явления
сформировать у учащихся умений
наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и
экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов,
широко применяемых в практической жизни, овладение учащимися такими
общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный
факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной
проверки;
понимать учащимися отличий научных данных от непроверенной
информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и
культурных потребностей человека.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования предмет «Физика» на углубленном уровне
изучается с 10 по l l класс. Учебный план составляет 340 учебных часов, в том числе в 10
классе — 5 часов в неделю, 170 учебных часов; в 11 классе - 5 часов в неделю, 170 учебных
часов.
«Химия»
Рабочая программа по химии составлена на основе Федерального государственного
стандарта среднего общего образования и Программы курса химии для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений (базовый уровень) О.С. Габриеляна /О.С. Габриелян и
с учетом примерной программы среднего общего образования по химии базового уровня.
Учебное содержание курса базируется на содержании примерной программы,
которое структурировано по пяти блокам: «Методы познания в химии», «Теоретические
основы химии», «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Химия и жизнь».
Содержание этих учебных блоков в рабочей программе структурировано по темам и
детализируется с учетом авторской концепции. Оно направлено на достижение
следующих целей химического образования в старшей школе:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира,
важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных
химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии
современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных
источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного
общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и
окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ
и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических
задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью
человека и окружающей среде.
Примерная программа к ФКГС является ориентиром для составления авторских и
рабочих программ, т.к. определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. В
связи с этим в содержание авторской программы, взятой за основу рабочей, внесены
дополнения с учетом рекомендуемого примерной программой содержания предметных
разделов, минимального набора демонстраций, лабораторных опытов и практических
работ. Внесенные дополнения выделены в содержании рабочей программы чертой.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 68 часов (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе) для
обязательного изучений учебного предмета «Химия» на этапе среднего (полного) общего
образования на базовом уровне.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он
открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения
работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников
безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на
производстве.
Практические работы служат не только средством закрепления умений и навыков,
но также и средством контроля за качеством их сформированности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом
направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом
уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою
познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального
анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто
обосновывать суждения, давать определения ,приводить доказательства; оценивание и
корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической
деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование
мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи,
систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов
познавательной и практической деятельности.
«География»
Структура рабочей программы по географии на базовом уровне ориентируется,
прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также
решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации
личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы
общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине
мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и
природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и
географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и
региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о
современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников
познавательный интерес к другим народам и странам.
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования
направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и
динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех
территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и
путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его
объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы
для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических
процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями
и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам;
бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни
разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической
информации.
нахождения и применения географической информации, включая карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для
правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной
жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и
регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в
условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе
федерального государственного стандарта среднего общего образования.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта,
дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность
изучения тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является
основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, для проведения
учебных сборов, военно-профессиональной ориентации и военно-патриотического
воспитания.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности
и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения;
основы обороны государства и воинская обязанность.
В ходе изучения предмета юноши формируют адекватное представление о военной
службе и качества личности, необходимые для ее прохождения. Девушки углубленно
изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни, для чего в программу
введен специальный раздел.
Программа рассчитана на 68 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв
свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов (или 14,3%) для реализации
авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного
процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом
направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального
анализа;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебноисследовательской работе;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в
практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие
взгляды;
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей
профессии.
«Биология»
Программа по биологии составлена на основе федерального государственного
стандарта среднего общего образования на базовом уровне.
Курс биологии на ступени среднего общего образования на базовом уровне направлен
на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках –
уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих
биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации
живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет
культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить
знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие
адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и
практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое
внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной
естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему
гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания
курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи –
отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В
соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука.
Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (10 часов) для более
широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного
процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения
современных педагогических технологий.
Изучение биологии на ступени среднего общего образования в старшей школе на
базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема);
истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся
открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании
современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за
экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных
изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую
культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов,
идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни,
человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости
бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению
оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других
людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики
заболеваний, правил поведения в природе.
«Физическая культура»
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для учащихся 10-11 классов
разработана в соответствии с.
Федеральным Законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. 413, с изменениями
и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017
Примерной основной образовательной программой среднего общего образования,
одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию
(протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Рабочая программа разработана на основе программы Физическая культура. 10—11 класс.
УМК Ляха М.П. 2017 г., и рассчитана на реализацию за 204 час. Изучается в 10-11 классе в
объёме 3 часа в неделю, общий объём учебного времени составляет 204 часа в 10 классе и в
11 классе, в соответствии с Учебным планом основного общего образования ФГОС СОО.
Ведущей целевой установкой среднего общего образования по физической культуре,
активно содействующей достижению общей цели образования, признается воспитание
разносторонней личности, способной активно и творчески использовать ценности
физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья,
оптимизации трудовой деятельности, организации индивидуального отдыха и досуга. В
старшей школе данная цель конкретизируется: усиливается направленность содержания
образования на ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ установки и целевые ориентации физической
культуры, активное вовлечение учащихся в самостоятельную физкультурную деятельность.
Целью среднего общего образования по физической культуре является закрепление
потребностей учащихся в бережном отношении к своему здоровью, овладение
компетенциями в организации здорового образа жизни учащихся.
Главной особенностью данной программы является индивидуальный комплексный подход к
каждому учащемуся. Отличительной особенностью преподавания физической культуры в 10
классе, положен принцип совершенствования обучения по видам спорта. Изучение курса:
«Физической культуры» в 10-11 классах основывается на знаниях полученных учащимися в
начальной и средней школе. Достижение цели физического воспитания, обеспечивается
решением следующих основных задач на средней ступени общего образования:
совершенствование знаний и представлений о современных оздоровительных системах и
технологиях в физической культуре, их роли и значении в укреплении и сохранении
здоровья, профилактике заболеваний и раннего старения, предупреждении психических
напряжений и повышении стрессоустойчивости; совершенствование знаний о состоянии
собственного здоровья и функциональных возможностях организма, способах
индивидуализации занятий в соответствии с данными самонаблюдения и самоконтроля;
овладение современными средствами и методами организации и проведения индивидуально
ориентированных форм занятий физической культурой, правилами их включения в
структуру индивидуальной жизнедеятельности, режим дня, формы активного отдыха и
досуга;
обогащение двигательного опыта физическими упражнениями и технологиями
современных оздоровительных систем физической культуры, техническими действиями
базовых видов спорта и прикладно-ориентированной физической подготовки;
укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей основных
жизнеобеспечивающих систем организма, обеспечение прироста показателей в развитии
основных физических качеств, адекватная оценка собственных физических возможностей
совершенствование навыков совместнои деятельности и творческого сотрудничества в
коллективных формах занятий физической культурой, воспитание правил межличностного
общения, качеств уважения и толерантного поведения, воспитание инициативности,
самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности,
подготовка к сдаче
нормативов комплекса «Готов к труду и обороне».
Отличительной особенностью учебной программы для учащихся 10—11 классов является
возможность осуществлять углубленное освоение одного из базовых видов спорта, который
определяется решением педагогического совета образовательного учреждения. При
определении вида спорта для углубленного изучения учитываются интересы большинства
учащихся, имеющиеся в школе спортивные традиции и наличие квалифицированных
учителей, а также популярность и массовость данного вида спорта в конкретном регионе.
«Индивидуальный проект»
Рабочая программа курса «Индивидуальный проект» разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования и Основной
образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Школа № 137».
Программа предназначена для обучающихся 10 и 11 классов, сроки реализации программы
— 2 года, 68 часов. Защита индивидуального проекта рассматривается как формат оценки
достижения метапредметных результатов, успешности освоения и применения
обучающимися универсальных учебных действий, освоенных в процессе школьного
образования.
Общие цели курса «Индивидуальный проект»:
удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; развитие личности
обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой
сферы;
развитие навыков самообразования и самостоятельного проектирования;
углубление, расширение и систематизация знаний в выбранной области
научного знания или вида деятельности; совершенствование имеющегося и приобретение
нового опыта познавательной
деятельности,
профессионального
самоопределения
обучающихся;
практическая подготовка обучающихся к постановке и реализации реальных
задач проектирования, включая элементы научноисследовательской работы•
проявление социальной ответственности.
Задачи реализации курса «Индивидуальный проект».
1.
Развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения
курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых
установок, достижение более высокого уровня развития познавательных, регулятивных и
коммуникативных универсальных действий, готовности и способности к саморазвитию и
профессиональному самоопределению.
2.
Овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления
целесообразной и результативной деятельности.
З. Развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми
компетентностями, самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и
сотрудничеству, эффективному решению проблем, осознанному использованию
информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции.
4.
Обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать
избранное направление образования.
5.
Обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
6.
Формирование проектного отношения к действительности и способности
использовать проектный подход при решении личных и профессиональных задач.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно при поддержке
учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных
предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической,
учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности
являются:
исследовательское,
инженерное,
прикладное,
бизнеспроектирование,
информационное, социальное, игровое, творческое.
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями являются:
социальное, бизнес-проектирование, исследовательское, инженерное, информационное.
Особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности старшеклассников:
открытость образовательной организации на уровне среднего общего образования;
исследование и проект приобретают статус инструментов учебной деятельности
полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной жизни и культуры.
Старшеклассники самостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят цели,
описывают необходимые ресурсы, используют элементы математического моделирования и
анализа как инструмента интерпретации результатов исследования, самостоятельно
определяют параметры и критерии успешности реализации проекта. Кроме того,
формируют навык принятия параметров и критериев успешности проекта, предлагаемых
другими, внешними по отношению к школе социальными и культурными сообществами.
Презентация результатов проектной работы старшеклассника проводится в том социальном
и культурном пространстве, где проект разворачивался: результаты социального проекта
представляются местному сообществу или сообществу благотворительных и волонтерских
организаций; бизнес-проекта - сообществу бизнесменов, деловых людей и
т.д.