«УТВЕРЖДАЮ»
Приказ от 11.01.2021 № 27-ОД
Директор МБОУ «Школа № 145»
___________Е.Е. Рожнова
Подписано цифровой подписью: Рожнова Евгения
Евгеньевна
Дата: 2021.06.03 16:17:06 +03'00'
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«ШКОЛА № 145»
Общие положения
1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от
12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
1.2.Положение определяет порядок реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения «Школа № 145» (далее – МБОУ «Школа № 145»).
1.3.Дополнительное образование (ДО) создается в целях формирования единого
образовательного пространства в МБОУ «Школа № 145» для повышения качества
образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих
средах.
1.4.ДО является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового
образования.
1.5.Дополнительное образование предназначено для педагогически целесообразной
занятости детей в возрасте от 7 до 16 лет в их свободное (внеурочное) время.
1.6.Дополнительное образование строится на принципах природосообразности,
гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора ребенком вида и
объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей
каждого обучающегося.
1.
1.7.Объединения ДО создаются, реорганизуются и ликвидируются приказом директора
школы.
1.8.Руководителем ДО является заместитель директора по воспитательной работе,
который организует работу ДО и несет ответственность за результаты его деятельности.
1.9.
Содержание
образования
ДО
определяется
дополнительными
общеобразовательными общеразвивающими программами: типовыми (примерными),
рекомендованными
Министерством
образования
РФ;
модифицированными
(адаптированными), авторскими. При необходимости возможна постановка эксперимента и
разработка соответствующих экспериментальных программ, открытие на базе учреждения
экспериментальной площадки.
1.9.Структура ДО определяется целями и задачами школы, количеством и
направленностью реализуемых дополнительных общеобразовательных программ и может
включать следующие компоненты: коллективы, секции, студии, клубы, мастерские, детский
театр, ансамбли и т.д.
1.10.Штатное расписание блока ДО формируется в соответствии с его структурой и
может меняться в связи с производственной необходимостью и развитием ДО в МБОУ
«Школа № 145»
1
1.11.Положение о ДО принимается педагогическим советом с учетом мнения
Совета родителей и утверждается директором школы.
1.12.Изменения и дополнения в настоящее положение могут вноситься в соответствии с
принятыми изменениями и дополнениями в законодательных документах федерального,
регионального и муниципального уровней, регулирующих данное
направление
образовательной деятельности.
2.
Задачи дополнительного образования
2.1.ДО направлено на решение следующих задач:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся и взрослого
населения;
- удовлетворение
индивидуальных
потребностей
обучающихся
в
интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в
занятияхфизической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровьяобучающихся и взрослого населения;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также
обучающихся, проявивших выдающиеся способности;
- личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение
обучающихся;
- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к
жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся,
не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за
пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных
государственных требований.
3.
Содержание образовательного процесса в объединениях дополнительного
образования
3.1.Работа объединений ДО осуществляется на основе программ принятых на
педагогическом совете и утвержденных директором школы .
3.2.В объединениях ДО реализуются дополнительные общеобразовательные
общеразвивающие программы для детей различного уровня обучения и направленностей
(физкультурно-спортивной,
художественной,
научно-технической,
туристско
–
краеведческой, естественнонаучной, социально- гуманитарной)
3.3.Занятия в объединениях ДО могут проводиться по программам одной тематической
направленности или комплексным программам.
3.4.Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации,
возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно, исходя из
образовательных и воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности,
санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в
пояснительной записке к программе.
4. Организация образовательного процесс
4.1.Списочный состав объединений ДО формируется на первой недели учебного года,
определяется программой педагога. Рекомендуемая численность составляет от 8 до 15
человек. В танцевальных и хоровых коллективах - 25 человек. Продолжительность занятий в
объединениях дополнительного образования для обучающихся 1 класса от 30 до 45 мин, для
обучающихся 2-11 классов - 40-45 минут.
4.2.В соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
2
программой педагог может использовать различные формы образовательно-воспитательной
деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары, практикумы, экскурсии, концерты,
выставки, экспозиции и др.
4.3.В соответствии с программой педагогом могут быть использованы следующие
формы контроля: тесты, опросы, зачеты, собеседования, доклады, рефераты, выступления на
олимпиадах, смотрах, конкурсах, выставках, конференциях, концертах, публикации и другие.
4.4.Занятия проводятся в очной форме, а также
с применением дистанционных
образовательных технологий
в соответствии с утвержденной дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой.
4.5.Учебный год в объединениях ДО начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Во
время летних каникул учебный процесс может продолжаться (если это предусмотрено
образовательными программами). Состав обучающихся в этот период может быть
переменным. При проведении многодневных походов, участии объединения в фестивалях,
конкурсах разрешается увеличение нагрузки педагогов.
4.6.Расписание занятий в объединениях ДО составляется с учетом того, что они
являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в
школе. Расписание составляется в начале учебного года заместителем директора (по
воспитательной работе) на основании предложений педагогов ДО с учетом установления
наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается
директором школы. Перенос занятий или изменение расписания осуществляется на основании
приказа директора. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному
расписанию.
4.7.Занятия в объединениях ДО могут проводиться как со всем составом группы, так и
по звеньям (3-5 человек) или индивидуально. В случае снижения фактической посещаемости в
течение года группы должны быть объединены или расформированы. Высвобожденные в этом
случае средства могут быть использованы на открытие новых объединений.
4.8.Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются
образовательной программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму
деятельности детей в образовательных учреждениях в системе дополнительного образования.
Занятия могут проводиться в любой день недели, включая каникулярные и выходные дни. В
праздничные дни занятия не предусмотрены.
4.9.Деятельность детей осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных
объединениях по интересам. В работе объединения могут принимать участие родители без
включения в списочный состав по согласованию с педагогом.
4.10.Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной
направленности, а также изменять направления обучения.
4.11.В соответствии с программой в образовательном процессе педагог может
использовать различные формы образовательно-воспитательной деятельности: аудиторные
занятия, лекции, семинары, мастер-классы, практикумы, экскурсии, концерты и выставки.
5. Порядок зачисления и отчисления обучающихся в объединения для обучения
по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
5.1. Прием обучающихся в объединения ДО осуществляется на основе свободного
выбора образовательной области и образовательных программ на основании подачи заявления
от родителей (или самих обучающихся старше 14 лет) через «Навигатор дополнительного
образования Нижегородской области» либо при личном обращении в школу перед началом
учебного года, а также в течение всего учебного года, в том случае, если объединение не
укомплектовано в полном объёме или при открытии нового объединения.
3
5.2. В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены
обучающиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие
собеседование или иные формы диагностики, показавшие первоначальный объём учебных и
спортивных
способностей,
соответствующие
требованиям
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
5.3.Зачисление обучающихся в объединения физкультурно-спортивной направленности
осуществляется при отсутствии медицинских противопоказаний к занятию соответствующим
видом спорта.
5.4.Отчисление (выбытие) обучающихся:
5.4.1.Отчисление (выбытие) обучающегося осуществляется в следующих случаях:
1) В связи с получением образования (завершением обучения) по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе;
2) досрочно:
- по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего со сменой объединения, по причине болезни, сменой места жительства
и др.;
- по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных
представителей) несовершеннолетнего обучающегося и учреждения, осуществляющей
образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации учреждения.
5.4.2. Отчисление обучающегося оформляется приказом директора учреждения об
отчислении (выбытии) из объединения.
5.4.3. При отчислении (выбытии) из объединения в журнале учёта работы объединения
педагогу необходимо сделать отметку об отчислении (выбытии) в соответствующей графе с
указанием даты и причины выбытия.
5.5. Педагог дополнительного образования своевременно предоставляет информацию
заместителю директора по воспитательной работе о списочных изменениях в составе
объединения.
6.Заключительные положения
6.1. Положение о дополнительном образовании размещается на сайте школы.
6.2. Положение является действующим до момента внесения в него изменений или
отмены.
Принято на заседании педагогического совета
Протокол № 5 от 29.12.2020
С
учетом
мнения
Совета
родителей
( законных представителей)
Протокол № 4 от 28.12.2020
С учетом мнения Совета обучающихся
Протокол № 4 от 28.12.2020
4